Интернет-портал «Управление учреждениями культуры»


artscouncil.org.uk

Как пройти в библиотеку? Методы привлечения молодёжной аудитории

Вопрос по привлечению новой аудитории является общим местом для всех учреждений культуры. Особенно привлекательной в этом вопросе становится молодёжная публика, которая может легко сделать культурную организацию популярной. Наиболее актуальна эта проблема
23 июня 2016

 

Библиотеки в наше время не пользуются особой популярностью из-за того, что к огромному количеству книг можно получить доступ, не выходя из дома. Сохранить эти организации можно, изменив их формат, — превратить библиотеки в нечто большее, чем просто книгохранилища. Для достижения успеха учреждениям культуры следует отталкиваться от интересов аудитории, а именно самой активной её части — молодёжи.

 

Отечественный опыт

 

1. Выставки

С некоторых пор российские библиотеки регулярно устраивают различные акции, их цель — привлечь больше посетителей, а в первую очередь — молодёжь. Например, в Российской государственной библиотеке появится выставочное пространство, где можно будет интерактивно познакомиться с особо ценными экспонатами РГБ. Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента культуры Москвы, недавно рассказал, что столичные библиотеки становятся центрами притяжения для публики, так как там проходят лекции, круглые столы, выставки и мастер-классы.

 

2. Акции

Стоит отметить, что московские библиотеки также недавно запускали акцию, в ходе которой они бесплатно отдавали горожанам те издания, которые не пользовались особым спросом. Люди могли забрать интересующие их книги себе.

Главное «книжное» мероприятие в нашей стране — это, конечно же, «Библионочь», аналог «Ночи искусств» и «Ночи музеев». В рамках акции в библиотеках по всей стране проводились тематические квесты и игры, выступали известные деятели культуры. Много мероприятий было посвящено кинематографу в честь Года российского кино. Особая программа была предусмотрена для детей. На одну ночь библиотеки стали площадками для получения особых знаний, умений и опыта.

et-cetera.ru

et-cetera.ru

 

3. PR-проекты  

В регионах реализуют свои программы по привлечению аудитории. Ирина Васильевна Соловьёва, директор Омской областной библиотеки для детей и юношества, поделилась своим опытом по созданию проектов для юных читателей. Она рассказала о программе «Апельсиновые окна», согласно которой библиотека оформляется особым образом для привлечения молодёжной аудитории. В «Апельсиновых окнах» выставляются творческие работы юных посетителей библиотеки, здесь же находится и важная информация о работе культурной организации — о том, какие программы и проекты она готовит. Ирина Соловьёва пишет: «Проект визуально воплощает миссию библиотеки: создать среду творческого и интеллектуального развития детей и молодёжи».

oubomsk.ru

oubomsk.ru

Омская областная библиотека подготовила ещё несколько проектов, предназначенных для повышения интереса детей и подростков. Среди них — «Площадка. Руками – трогать!» и «Детская сельхозакадемия». Вместе с ними учреждение культуры приняло участие в нескольких выставках, благодаря чему интерес молодёжи к библиотеке усилился: Ирина Соловьёва рассказала, что после мероприятия «Омская культура: время созидания» библиотеку посетили около 1,5 тысяч человек.

Директор Омской областной библиотеки особо отметила, что все подобные мероприятия — это PR-акции, нацеленные на то, чтобы создать яркий и положительный образ учреждения культуры. По её словам, это ключ к увеличению посещаемости. Она упомянула и об общей проблеме сферы — упадке культуры чтения. Ирина Соловьёва считает, что бороться с этим можно с помощью психологов и учителей: эксперты могут разработать методики, которые сделают книги популярными среди молодёжи.

 

Зарубежный опыт. Великобритания

 

4. Аудиторию — в управляющие

По-другому действуют специалисты Англии: они привлекают детей и подростков к управлению библиотеками. Они на короткий или длительный срок становятся менеджерами учреждений культуры. Так, некоторые британские библиотеки предлагают молодёжи создать собственное пространство — выбрать оформление, специфику и сумму, необходимую для их проекта. Они могут сами создать стиль некоторой части библиотеки. Автор блога «Знай-ка!» приводит в пример публичную библиотеку в Блэкберне, где целый этаж предоставили подросткам для обучения и творчества: здесь есть игровая приставка, плазменный экран, аудио-аппаратура, автоматы с едой. Эту площадку создали студенты в рамках своей курсовой работы, а библиотека теперь проводит там мероприятия, посвящённые различным творческим течениям.

Ещё один путь для библиотек — сотрудничество с объединениями детей и подростков. Взаимная реклама может помочь учреждениям культуры привлечь большую аудиторию. Причём руководство некоторых библиотек понимает, что молодёжь может заинтересоваться вовсе не книгами, и тогда культурная организация предоставит им доступ к коллекции аудио- и видеозаписей.

В том же блоге приведены некоторые методы для популяризации библиотек среди детей и подростков:

  • посещение молодёжными фокус-группами книжных магазинов;
  • направление молодёжных фокус-групп на выставки поставщиков библиотек;
  • организация доступа к электронным книжным магазинам в библиотеке;
  • модернизация сайта для получения предложений от детей и подростков;
  • организация специальных мероприятий;
  • возможность для молодёжи принимать участие в выборе книг для библиотеки.

Некоторые британские библиотеки практикуют организацию фуршетов в честь новых поступлений. Все новые книги, выбранные детьми и подростками, отмечаются маркерами. На презентацию приглашается пресса, а кого-нибудь из молодых людей просят сделать репортаж об этом событии. Таким образом, молодёжь вовлекается в жизнь библиотеки и популяризирует её среди своих сверстников.

claracuffe.com

claracuffe.com

Руководители британских библиотек, использующие подобные методы привлечения аудитории, называют основные мотивы для детей и подростков принимать участие в подобных проектах. Прежде всего, это финансовое вознаграждение — хотя суммы выплат небольшие, молодёжь всё равно заинтересована в возможности подзаработать. Более того, некоторые учреждения культуры оплачивают их труд по-другому — например, покупают билеты на различные мероприятия.

Работа в библиотеке для молодёжи — это ещё и приобретение ценного опыта: подростки учатся организовывать, снимать, монтировать, писать. Заинтересованы они и в участии в различных мероприятиях, особенно в тех, где предусмотрено угощение для гостей и организаторов. Помимо этого, один из важных мотивов — свободный доступ к информационным ресурсам не только на печатном носителе, но и на электронном.

 

Финляндия


5. Дизайн

Одна из самых популярных молодёжных библиотек в стране находится в Хельсинки. Это Kirjasto 10музыкальная библиотека, где представлены CD, виниловые записи, пресса, фильмы, комиксы и путеводители. Эта площадка предназначена не только для обучения, но и для проведения мероприятий и даже встреч с друзьями.

Для посетителей со своими устройствами, например, ноутбуками, предусмотрены подвесные кабели, которые позволят зарядить гаджет в любом месте библиотеки. В Kirjasto 10 есть и передвижные блоки — люди смогут устроиться как им удобно. Дизайн представляет собой сочетание современности и прошлого: футуристическая мебель соседствует с винтажными столами и лампами.

kuvat.kyamk.fi

kuvat.kyamk.fi

Главное в Kirjasto 10 — это возможность арендовать звукозаписывающие студии, что особенно важно для начинающих музыкальных коллективов, а также здесь есть площадка для выступлений. Формат библиотеки предусматривает организацию выставок, дискуссионных клубов и различных встреч.

Именно возможность творчества, поддержка современных технологий и оригинальный дизайн привлекают молодую аудиторию, которая всегда ищет что-то необычное и новое. Kirjasto 10 пользуется успехом у юных музыкантов, которые устраивают здесь концерты. На свои выступления они приглашают друзей, знакомых, родных, а задача библиотеки — заинтересовать этих людей, заставить их прийти сюда снова.

huomisenarki.wordpress.com

huomisenarki.wordpress.com

 

Швеция


6. Творческие площадки

Стокгольмская публичная библиотека создала специальный филиал — молодёжное отделение PUNKTmedis, все услуги которой предоставляются абсолютно бесплатно. Учреждение культуры использует такую же модель, как и многие библиотеки Великобритании, — оно привлекает к формированию фонда подростков, которые являются его целевой аудиторией. Естественно, что самыми популярными жанрами книг здесь стали фантастика, фэнтези, комиксы и другая массовая художественная литература.

mitti.se

mitti.se

PUNKTmedis проводит множество мероприятий для молодых посетителей. Среди них — тематические ночи, кружки по чтению и фестиваль для молодых музыкантов PUNKTdemo. Поддерживает библиотека и стипендиальную программу для подростков: соискатели должны создать проект какого-либо культурного мероприятия. Главные условия — их программы должны быть общедоступными и предназначенными для проведения в Стокгольме.

 

7. Выпуск периодического журнала

Ещё один метод, который использует PUNKTmedis, — это создание молодёжного журнала, редакторами которого являются подростки и молодые люди до 22 лет. Они публикуют рассказы и истории, которые им присылают со всей Швеции, а авторы издания пишут статьи об известных литературных деятелях и их произведениях. 

 

Текст подготовила Анна Донцова на основе открытых источников




Мы готовы

поделиться знаниями по вопросам управления:

Подписаться
Copyright 2014-2015