Интернет-портал «Управление учреждениями культуры»


tyumen-dizajn.ru

Оптимизация пространства внутри музейного комплекса

Методические указания и экспертные заключения профильных специалистов.
01 сентября 2016

 

 

Планирование помещений внутри музейного комплекса — одна из важнейших задач, стоящих перед руководителем. Важно, чтобы такая организация соответствовала необходимым требованиям, обеспечивала корректное выполнение всех функций и была удобна как для сотрудников, так и для посетителей.

 

Однако здесь есть важный нюанс: пространство музея, как правило, ограничено, и необходимо использовать то, что уже имеется, таким образом, чтобы не пострадало выполнение ни одной из задач музея: сохранение культурно-исторических ценностей, их показ — демонстрация публике — и научная работа.

 

Специалистами выделяется 3 основных типа помещений в музее:

 

  • Публичная область (доступная для аудитории);
  • Фонды;
  • Административные, хозяйственные помещения.

 

Необходимо установить связь между этими пространствами и обеспечить их безопасность от пожаров, краж и прочих происшествий.

В «Рекомендациях по проектированию музеев», созданных в Центральном научно-исследовательском и проектном институте типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б.С. Мезенцева в 1988 году (документ действует по нынешний день), приведена следующая таблица:

 

№ п. п.

Вид помещений по назначению

Функциональные зоны музея

А - посетительская

Б - служебная

1.

Основные

Постоянная экспозиция, временные выставки

Фондохранилища

2.

Вспомогательные 

Кинолекционный зал, кружковая, зона отдыха, помещения для информации

Рабочие помещения сотрудников, лаборатории, мастерские, библиотека

3.

Обслуживающие 

Вестибюль, гардероб, буфет, киоск, курительные, санузлы

Служебный вестибюль, хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря, санузлы, технические помещения

 

При этом отмечается соотношение пространства помещений этих типов, которое может регулироваться в зависимости от специфики музея:

  • экспозиция: 45 – 55 %;
  • фонды: 20 – 25 %;
  • вспомогательные и обслуживающие помещения: 25 – 35 %.

 

Публичное пространство

 

Публичная область — это те помещения, куда могут проходить посетители музея. Прежде всего, это фойе, экспозиция и зона отдыха. Планировать это пространство нужно исходя из того, чтобы определить маршрут гостей по музею. Для этого необходимы указатели, которые будут предоставлять определённую информацию о направлении продолжения осмотра, о зоне отдыха и уборных, о магазине с сувенирами и о кафе, если оно есть в культурной организации.

Особый акцент эксперты делают на обеспечение всеми удобствами передвижения, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. В музее должны быть лифт, пандусы, специальное напольное покрытие.

 

Экспозиция

 

Главное же — это планирование экспозиции. Здесь должны быть предусмотрены защита экспонатов — сигнализация, правильный температурно-влажностный режим, закрытие витрин и т.д. — и удобство посетителей, которые должны быть в состоянии с лёгкостью осматривать предметы. Важна и навигация, которая позволит гостям идентифицировать выставленные объекты и узнавать необходимую информацию о них. 

Во время планирования экспозиции нужно подготовить 3 документа: тематическую структуру, тематико-экспозиционный план и сценарий. В первом описываются темы и разделы выставки, во втором — объекты показа и их характеристики, а третий определяет само планирование пространства и размещение экспонатов. В сценарии также необходимо учесть такие зоны выставки, где посетитель сможет «отдохнуть» — не фокусировать внимание, чтобы при дальнейшем обходе музея уделить больше времени основным объектам показа.

В то же время помещение должно предусматривать демонтаж и перестановку витрин с экспонатами в случае изменения плана постоянной (временной) выставки. Для этого экспозиция должна быть связана с другими пространствами, чтобы не возникало трудностей при изменении плана обстановки музея.

По «Рекомендациям по проектированию музеев» — основные требования к выставочным залам:

  • близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения);
  • нейтральность пространственного и художественного решения;
  • возможность лёгкой и быстрой трансформации.


Композиция

Преимущества

Недостатки

Одноуровневая

Назначение площадей, высот помещений и освещения в зависимости от характеристики экспонатов, гибкость использования помещений, возможность расширения, связь с природным окружением

Необходимость значительной территории для строительства и перспективного расширения, большая протяженность инженерных сетей

Многоуровневая

Экономное использование территории, сокращение инженерных и транспортных коммуникаций

Ограничения расширения здания и перераспределение площадей помещений. Однообразие архитектурно-планировочного решения различных помещений, цельность восприятия экспозиции затруднена

 

Помимо этого, в документе указаны следующие параметры:

«Практика эксплуатации музеев показывает, что в большинстве случаев необходимая и достаточная высота экспозиционных залов составляет 4,2–4,5 м, высота экспозиционного пояса 1,5–1,7 см на расстоянии 80–90 см от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20–50 м. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50–60 %. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным его двойной высоте. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м».

Принятие единой художественной концепции музея позволит зафиксировать все рекомендации применительно к конкретной культурной организации, чтобы использовать все наработки при будущих реорганизациях экспозиций.

 

Зона отдыха

 

Специалисты отмечают, что так называемая рекреационная зона должна быть отделена от других музейных помещений для безопасности, но в то же время она должна быть соединена (желательно) с фойе, чтобы посетители могли беспрепятственно туда пройти.

Если предусмотрено наличие кафе или ресторана, то здесь же должны быть хозяйственные помещения, относящиеся к нему, где будет вестись приготовление пищи. Эта зона должна быть также изолирована от основного музейного пространства и от публичной территории.

Многие учреждения культуры создают лектории или даже проводят занятия — для этого должны быть предусмотрены отдельные помещения на первом этаже или на -1-ом уровне. Учебное пространство должно быть оснащено всей необходимой аппаратурой, мебелью, отвечать условиям безопасности.

 

Служебные помещения

 

Фонды

 

Фондовые помещения должны занимать такую площадь, чтобы вместить не только все имеющиеся у музея экспонаты, но и резерв для расширения коллекции. Основные задачи для этих помещений — обеспечение безопасности, подходящих условий хранения и структурированности всех объектов. Вместе с фондами должна присутствовать зона для научной работы, попасть в которую можно через служебный вход. Эти исследовательские помещения предусматривают наличие мастерских, реставрационных, а также фотостудий, типографий и т.д.

Фондам отводится важная роль в укрупнении коллекций музея. Согласно «Рекомендациям по проектированию музеев», они удваиваются один раз в 25–30 лет, так как каждый год экспонатов становится больше на 3–4%. Несмотря на то, что эти данные могут быть устаревшими, прирост числа экспонатов необходимо учитывать при планировке в обязательном порядке.

 

Администрация

 

Административная зона — место размещения сотрудников и дирекции. Помимо собственно организации работы учреждения, сотрудники, осуществляющие деятельность в этих помещениях, могут отвечать за предоставление справок — то есть доступ к этой службе может быть получен извне. Однако он ограничен, поэтому должен предоставляться под контролем администрации музея.

 

Вспомогательная зона

 

Хозяйственные помещения включаются в себя пост охраны, пространство для инвентаря для уборки, технические подсобки, зону для персонала (удобства, зона отдыха, столовая), склады. Для больших музеев желательно наличие медпункта. К некоторым этим службам должен быть доступ у публики, а к другим — только у сотрудников.

 

Эксперт предлагает следующую схему планирования музея:

 

Где: Э — экспозиция, П — публика, К — коммуникации.

 

Проблемы при следовании этим правилам возникают, когда речь идёт об оптимизации помещений в музее старой проектировки, если он расположен в здании, где очень сложно найти пространство для новых экспонатов, обеспечить подходящим образом место и для посетителей, и для персонала. Другой исследователь предлагает несколько способов решения этой проблемы.

 

Программа «Скрытые резервы» — использование дополнительных функциональных пространств. Выявляются не задействованные ранее зоны, которые реконструируются должным образом и оснащаются. Это позволяет использовать территории старых зданий. Примером может служить программа «Большой Эрмитаж», представленная в 1999 году перед реконструкцией музейного комплекса. Учреждение культуры решило задействовать другие здания на Дворцовой площади, чтобы в них выделить место для новых экспозиций, фондовых хранилищ, учебного пространства и зон отдыха посетителей. Такой подход позволил музею решить проблемы, связанные с устаревшей планировкой экспозиций и недостатком места. Если отойти от опыта Эрмитажа, то многие учреждения культуры используют подземные помещения при выборе этой программы.

 

Подход «Новый музейный объект» — постройка нового здания рядом со старым. При этом будущее помещение должно контрастировать с основным. Как отмечает аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова Н.Ю. Федотова (ссылка выше), новый объект должен либо кардинально отличаться по стилю от старого настолько, чтобы в определённом смысле гармонировать с ним, либо всё-таки быть выполненным по похожему образцу.

 

Наконец, специалист указывает последний способ решения проблемы нехватки помещений — «Новый корпус». Это обычно пристройка, которая создаётся в общем стиле с главным зданием музея, либо отдельное здание, которое также соединяется с основным. Это, наверное, один из самых простых методов организации нового пространства, но его недостаток заключается в том, что для нового корпуса необходима подходящая по размеру и условиям территория музея. В то же время способ подойдёт тем культурным организациям, которым выгоднее будет содержать меньшую добавочную территорию (чем для программы «Новый музейный объект»).

 

Немного точных методических данных по «Рекомендациям по проектированию музеев»:


Экспозиционная площадь, м2

500

1000

1500

2000

2500

3000

Площадь участка, га

0,5

0,8

1,2

1,5

1,8

2

 

Экспозиционная площадь, м

1500

2500

5000

Выставочная площадь, м

200

250

600

 

Площадь застройки, %

Подъезды, дорожки, площадки для стоянки автотранспорта, %

Открытые экспозиционные площадки, %

Озеленение, %

Хозяйственный двор, %

25–30

10–15

10–15

30–40

5–10

 

Текст подготовила Анна Донцова с использованием открытых источников

articult.rsuh.ru

archvuz.ru

aquagroup.ru




Мы готовы

поделиться знаниями по вопросам управления:

Подписаться
Copyright 2014-2015