Интернет-портал «Управление учреждениями культуры»


philharmoniedeparis.fr

Как адаптировать музей для работы с людьми с ОВЗ?

Методы, рекомендации и успешные примеры — всё, чем нужно руководствоваться при развитии учреждения культуры в данном направлении.
23 июня 2016

 

Согласно программе «Доступная среда», которая будет реализовываться до 2020 года, во всех значимых областях социальной жизни должны быть созданы необходимые условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Во многих случаях это подразумевает не только введение некоторого оснащения, такого как пандусы, лифты или специальное покрытие поверхности пола, но и реализацию программ, направленных на социализацию граждан с инвалидностью.

 

Обеспечение доступа

 

Для начала в музеях необходимо создать условия, которые позволят посетителям с инвалидностью добраться до культурной организации, а затем комфортно передвигаться по ней.

Например, организация экскурсий для людей с проблемами зрения в обязательном порядке подразумевает специальный транспорт для посетителей, который позволит решить вопрос с безопасностью. Вход в музей должен быть оснащён осязаемыми полосами, план-схема позволит узнать планировку здания и расположение необходимых помещений. Обязательно наличие пандуса, лифта, лестниц со специальным покрытием и отметками первой и последней ступеней.

Все эти требования находятся в методических рекомендациях, реализованных в рамках приказа Департамента культуры города Москвы «Об обеспечении работы московских музеев с инвалидами различных категорий». Они устанавливают правила «технической» организации доступа инвалидов в культурное учреждение.

 

Информационное обеспечение

 

Главный недостаток многих музеев при работе с людьми с ОВЗ — это нехватка информации. Культурным организациям стоит использовать в своей работе больше инструментов, которые бы облегчили восприятие выставленных объектов посетителям с инвалидностью.

Согласно правилам Департамента культуры таблички с информацией и различные интерактивные приспособления должны находиться на таком уровне, чтобы человек на инвалидной коляске смог легко прочитать написанное или использовать возможности, предлагаемые музеем, например, кнопку или информационную мультимедийную стойку.

Дополнительно в рекомендациях указано, что лекция для людей с ОВЗ не может заменить собой экскурсию по музею, а ограничение доступа к учреждению культуры для них является дискриминацией.

artguide.com

 

Планировка

 

В методических указаниях также отмечается, что экспозиции для людей с ОВЗ стоит делать передвижными, чтобы их можно было вывезти в другую организацию при необходимости. Рекомендуется открывать доступ к отдельным экспонатам, которые можно изучать на ощупь, а рядом с ними нужно размещать информацию, набранную шрифтом Брайля.

 

Сопровождение

 

Для оказания помощи инвалидам Департамент культуры столицы рекомендует пользоваться разными методами в зависимости от ситуации. Так, при посещении музея людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведомство предлагает привлечь к работе с ними небольшую группу волонтёров — 8–10 человек.

При взаимодействии с посетителями с особенностями эмоционального реагирования и развития интеллекта сотрудникам культурной организации нужно учитывать, что нельзя вступать с ними в споры и резко реагировать на какие-либо реплики. Экскурсоводы должны говорить достаточно медленно и без сложных терминов, которые могут быть непонятны гостям культурного учреждения. Помимо этого, указывается, что чем серьёзнее заболевание посетителей, тем меньше должно быть количество участников в группах.

Для комфорта посетителей с проблемами слуха речь экскурсовода должна быть максимально понятной и простой. При наличии в группе полностью глухих посетителей необходимо прибегнуть к услугам сурдопереводчика.

Существуют и специальные правила работы с посетителями с нарушениями зрения — главными указаниями среди них являются те, которые касаются способов предоставления информации. В первую очередь это наличие текстов шрифтом Брайля и аудиогидов, но и сопровождающий может сыграть большую роль в этом вопросе.

В методических указаниях отмечается, что при организации экскурсии для слепоглухих людей следует помнить о том, что, скорее всего, посетители пользуются либо остаточным слухом, либо зрением, так как полностью одновременно эти органы поражены быть не могут. В таких случаях понадобится тифлосурдопереводчик или использование дермографии. Особенно пригодится текстовый путеводитель, напечатанный шрифтом Брайля.

Авторы методических указаний отдельно отмечают, что самое главное — это уважительное отношение к человеку с ОВЗ. Если он отвергает помощь, то не стоит на ней настаивать. Для сотрудников учреждения культуры, особенно для экскурсоводов, необходим инструктаж, который могут провести специалисты из центров помощи инвалидам, различных общественных организаций и реабилитационных учреждений.

 

В «методичке» Департамента культуры Москвы также отмечается, что руководители столичных музеев должны готовить отчёты о работе с людьми с ОВЗ и отправлять их в Департамент культуры и Департамент социальной защиты населения города. Здесь же рекомендуется и увеличить заработную плату для сотрудников, работающих с посетителями с инвалидностью.

rereeti.files.wordpress.com

Эти указания могут быть ценны для всех музеев, которые стремятся организовать работу с людьми с ОВЗ. Создание всех условий для посетителей с инвалидностью не только укрепляет престиж заведения и раскрывает новую аудиторию, но и обеспечивает предоставление права на доступ к культурным ценностям для всех категорий граждан.

 

Арт-терапия для людей с ОВЗ

 

Что касается содержания, то здесь необходимо, чтобы учреждения культуры предоставляли людям с ОВЗ доступ к адаптированным программам. Это уже область действия арт-терапии, что в классическом понимании представляет собой самовыражение с помощью визуальных искусств. Значение термина со временем изменилось, и сейчас это — метод, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном росте человека.

Многие отечественные и зарубежные музеи предлагают подобные программы арт-терапии, а на фестивале «Интермузей» есть отдельная номинация «Лучший проект по работе с людьми с ограниченными возможностями и особенностями развития, а также с лицами, входящими в “группу риска” по социально-экономическим показателям». Опыт этих учреждений культуры будет полезен при создании соответствующих условий в других организациях.

Во многих исследованиях культурологов, посвящённых арт-терапии, доказывается, что она оказывает благоприятное влияние на психику человека, помогая ему совершенствоваться. Светлана Васильевна Ашаева, аспирантка и ассистент кафедры музеологии, эскурсоведения и туризма Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, в своей статье «Формы работы с людьми с ограниченными возможностями» пишет о мировом опыте применения арт-терапии в учреждениях культуры.

 

Как у них?

 

Так, в Лувре ещё с 1995 года действует проект «Музей без правил», в рамках которого работает галерея The Louvres Tactile Gallery, где все экспонаты можно трогать руками. В Финляндии в музеях проводят экскурсии «Картины для ушей» — проект адаптирован для посетителей, которые испытывают проблемы со зрением. Им предоставляются специальные аудиогиды, а также возможность на ощупь познакомиться с некоторыми произведениями живописи: специально для людей с ОВЗ разрабатываются скульптурные копии некоторых полотен, чтобы посетители смогли «увидеть», что изображено на картинах.

Светлана Ашаева также приводит в пример и специальные мероприятия. Например, в 2005 году в Лондоне была организована выставка «Чувство и чувственность», где были представлены особые работы: скульптурные произведения из самых разнообразных материалов и живопись, выполненная акриловыми красками на алюминии или масляными красками. Получается, что каждый экспонат можно было потрогать, и это дало бы представление о том, что изображено. Дополнительно было организовано звуковое сопровождение и письменное — шрифтом Брайля.

zeroproject.org

В венских музеях проводили специальные дни, когда незрячие посетители могли прикоснуться к большинству экспонатов. К этой акции присоединялись Музей естественной истории и Венский военно-исторический музей. В первом люди могли на ощупь познакомиться с окаменевшими останками древних животных и с каменными породами, а во втором — с оружием и наградами.

 

А так — у нас

 

В российских учреждениях культуры для людей с ОВЗ обычно проводят экскурсии как обычные, так и адаптированные. Во многих музеях присутствуют тактильные экспонаты, необходимые для посетителей с проблемами зрения. Светлана Ашаева называет и другие методы, более современные и эффективные:

  • проведение праздников;
  • экспонаты в действии;
  • игры в музее (детская программа);
  • интерактивные проекты;
  • аудио-сопровождение.

 

Праздник. Пример подобного праздника — это «Музей, открытый для всех», подготовленный Государственной Третьяковской галереей. Специальное интерактивное шоу стало открытием мероприятия, а потом для посетителей с ограниченными возможностями здоровья провели адаптированные экскурсии по выставкам музея. После этого сотрудники Третьяковской галереи и приглашённые специалисты устроили мастер-классы. Рассчитан праздник был, в основном, на молодых людей — школьников и студентов.

bezformata.ru

В апреле этого года праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья провёл Эрмитаж. Гости мероприятия могли выбрать любую экскурсию — по залам искусства Древнего мира, эпохи Возрождения, голландской и русской культуры и другим. Помимо этого, был подготовлен яркий хореографический спектакль «Белоснежка и семь гномов».

«Живой» музей. Демонстрация экспонатов в действии позволит посетителям лучше понять принцип их работы, особенно незрячим или слабослышащим людям. Пример подобной экспозиции — выставка Политехнического музея «Россия делает сама». Несмотря на то, что она предназначена для всех посетителей, а не только для людей с ограниченными возможностями здоровья, подобная практика особенно пригодится при организации работы учреждения культуры с гражданами с инвалидностью. Многие выставленные предметы демонстрируются на экспозиции в действии — запустить процесс можно с помощью особых кнопок. Помимо этого, в каждом разделе выставки есть мультимедийный гид, который предоставит больше информации о том или ином объекте.

Возможности мультимедиа. Мультимедийный подход также является одним из видов арт-терапии. Доступность информации о произведении искусства на различных носителях (аудио, видео, текст и т.д.) позволит человеку с инвалидностью как можно полнее представить себе предмет экспозиции. Здесь в пример можно привести мультимедийные выставки, посвящённые знаменитым художникам, в московском центре Artplay. Это «Ван Гог. Ожившие полотна», «Босх. Ожившие видения» и т.д.

 

К сожалению, на данный момент только самые крупные музеи России предлагают такие проекты для посетителей с ОВЗ. Это отмечает автор статьи «Доступность историко-культурного наследия для людей с ограниченными возможностями здоровья (по данным анкетирования музеев Западной Сибири)» Виолетта Владимировна Булгакова из Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Она акцентирует внимание на том, что региональным и небольшим учреждениям культуры не хватает ни программ по арт-терапии, ни технического оснащения доступа для людей с инвалидностью.

Более того, и Светлана Ашаева, и Виолетта Булгакова говорят, что программам для людей с ОВЗ в отечественных музеях не хватает системного подхода, что затрудняет развитие этого направления в российских учреждениях культуры. При этом статьи созданы с разницей в 5 лет, что говорит о том, что ситуация в сфере не поменялась к лучшему по этому вопросу.

 

Успешный проект

 

Таким образом, сейчас каждый музей ищет свой путь привлечения аудитории с ОВЗ. Помочь же тем культурным организациям, которые испытывают сложности в подобной работе, могут успешные практики. На прошедшем фестивале «Интермузей» победителем в номинации по организации культурных программ для посетителей с инвалидностью стал Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина». Здесь был создан проект для слепых и слабовидящих детей «Ощущение дворца».

Главная цель программы музея — предоставить возможности для познания, проведения досуга и расширения кругозора. Для её разработки была создана рабочая группа с руководителем и тремя ведущими методистами. Последние отвечали за подбор и выполнение копий некоторых экспонатов, за буклет с графическими объёмными изображениями и за методическое пособие. Поле деятельности руководителя — реализация, сотрудничество с партнёрами и продвижение.

Сотрудники музея решили использовать стандартный метод экскурсий, но не обустраивать отдельное помещение, а позволить детям посетить весь дворец, чтобы они не упустили ничего важного. Отсюда и название — юным посетителям предоставляется возможность «ощутить» дворец.

Программа разделена на три тематических этапа, из которых заключительный ещё только будет реализован. В рамках каждого этапа проводятся экскурсии по отдельным залам дворца. Сделано это было для того, чтобы каждая программа длилась не более 40 минут, иначе внимание детей рассеивается при превышении этого времени. Посетители могут трогать предметы интерьера, отдельные экспонаты, а также макеты и копии экспонатов.

Главное, что отметило руководство «Гатчины» — это приток детей с ОВЗ после запуска проекта. В презентации на фестивале «Интермузей» представители учреждения культуры отметили, что за первые 5 месяцев на экскурсию по особой программе отправились 130 детей — до этого слабовидящих или слепых юных посетителей практически не было.

whitney.org

 

Это лишь один из многих примеров подготовки культурного учреждения для работы с инвалидами. Грамотная организация, следование основным рекомендациям по обеспечению доступности  и использование арт-терапии способно улучшить ситуацию по данному вопросу во многих российских музеях. 

Текст подготовила Анна Донцова на основе открытых источников




Мы готовы

поделиться знаниями по вопросам управления:

Подписаться
Copyright 2014-2015